00

Поводом для постройки этого агрегата послужила дурацкая идея: "а можно ли построить паровой двигатель без станков и инструментов, используя только детали, которые можно купить в магазине" и сделать все своими руками. В результате появилась такая вот конструкция. Вся сборка и настройка заняла меньше часа. Хотя на конструирование и подбор деталей ушло полгода.

 

Большая часть конструкции состоит из водопроводной арматуры. Под конец эпопеи вопросы продавцов хозяйственных и прочих магазинов: "могу я вам помочь" и "а вам для чего", реально бесили.

И так собираем основание. Сперва основной поперечный элемент. Здесь используются тройники, бочата, уголки на пол дюйма. Все элементы я крепил с помощью герметика. Это для того, что бы было легче соединять и разъединять их руками. Но для финишной сборки лучше использовать сантехническую ленту.
1

Затем продольные элементы. К ним будут крепится паровой котел, золотник, паровой цилиндр и маховик. Здесь все элементы так же на 1/2".
2

Затем делаем стойки. На фото, с лева на право: стойка для парового котла, далее стойка для парораспределяющего механизма, затем стойка для маховика, и наконец держатель для парового цилиндра. Держатель маховика изготавливается из тройника на 3/4" (внешняя резьба). К нему идеально подходят подшипники из ремкомплекта для роликовых коньков. Подшипники удерживаются стяжной гайкой. Такие гайки можно найти отдельно или взять от тройника для металлопластиковых труб. Этот тройник на фото в нижнем правом углу (в конструкции не используется). В качестве держателя парового цилиндра тоже используется тройник на 3/4", только резьба вся внутренняя. Для крепления элементов 3/4" к 1/2" используются переходники.
3

Собираем котел. Для котла используется труба на 1". Нашел б/у на рынке. Забегая в перед, хочу сказать, что котел получился мелковат и не дает достаточного количества пара. С таким котлом двигатель работает слишком вяло. Но работает. Три детали с права это: заглушка, переходник 1"-1/2" и сгон. Сгон вставляется в переходник и закрывается заглушкой. Таким образом котел становится герметичным.
4

Таким котел получился изначально.
5

Но сухопарник оказался не достаточной высоты. Вода попадала в паропровод. Пришлось ставить дополнительный бочонок на 1/2" через переходник.
6

Это горелка. Четырьмя постами ранее был материал "Самодельная масляная лампа из труб". Изначально горелка была задумана именно такой. Но не нашлось подходящего топлива. Масло для ламп и керосин сильно коптят. Нужен спирт. Так что пока сделал просто держатель для сухого горючего.
7

Это очень важная деталь. Парораспределитель или золотник. Эта штука направляет пар в рабочий цилиндр при рабочем ходе. При обратном ходе поршня подача пара перекрывается и идет сброс. Золотник делается из крестовины для металлопластиковых труб. Один из концов нужно залепить эпоксидной замазкой. Этим концом он будет крепится к стойке через переходник.
8

А сейчас самая главная деталь. От неё будет зависеть заработает двигатель или нет. Это рабочий поршень и клапан золотника. Здесь используются шпилька М4 (продаются в отделах мебельной фурнитуры, проще найти одну длинную и отпилить нужную длину), металлические шайбы и войлочные шайбы. Войлочные шайбы используются для крепления стекол и зеркал с другой фурнитурой.
9

Войлок не самый лучший материал. Он дает не достаточную герметичность, а сопротивление ходу - существенное. В последствии удалось избавится от войлока. Для этого идеально подошли не совсем стандартные шайбы: М4х15 - для поршня и М4х8 - для клапана. Эти шайбы нужно максимально плотно, через сантехническую ленту, посадить на шпильку и той же лентой с верху намотать 2-3 слоя. Затем тщательно притереть с водой в цилиндре и золотнике. Фотографию модернизированного поршня не сделал. Лень разбирать.
10

Это собственно цилиндр. Изготавливается из бочонка 1/2". Двумя стяжными гайками он крепится внутри тройника 3/4". С одной из сторон, с максимальным уплотнением, наглухо крепится штуцер.
11

Теперь маховик. Маховик делается из блина для гантели. В центральное отверстие вставляется стопка из шайб, а в центр шайб помещается маленький цилиндр из ремкомплекта для роликовых коньков. Все крепится на герметике. Для держателя водила идеально подошла вешалка для мебели и картин. Похожа на замочную скважину. Все собирается в той последовательности, что на фото. Винт и гайка - М8.
12

Маховиков у нас в конструкции - два. Между ними должна быть жесткая связь. Эта связь обеспечивается стяжной гайкой. Все резьбовые соединения закрепляются лаком для ногтей.
13

Эти два маховика кажутся одинаковыми, однако один будет соединен с поршнем, а другой с клапаном золотника. Соответственно водило, в виде винта М3, крепится на разных расстояниях от центра. Для поршня водило располагается дальше от центра, для клапана - ближе к центру.
14

Теперь делаем привод клапана и поршня. Для клапана идеально подошла соединительная пластина для мебели.
15

Для поршня в качестве рычага используется накладка оконного замка. Подошла как родная. Вечная слава тому, кто изобрел метрическую систему.
16

Приводы в сборе.
17

Все устанавливается на двигатель. Резьбовые соединения закрепляются лаком. Это привод поршня.
18

Привод клапана. Обратите внимание, положения водила поршня и клапана отличаются на 90 градусов. В зависимости от того в какую сторону водило клапана опережает водило поршня, будет зависеть в какую сторону будет вращаться маховик.
19

Теперь осталось подсоединить трубки. Это силиконовые шланги для аквариума. Все шланги необходимо закрепить проволокой или хомутами.

Нужно заметить что тут не предусмотрен предохранительный клапан. Поэтому следует соблюдать максимальную осторожность.
20

Вуаля. Заливаем воду. Поджигаем . Ждем когда закипит вода. Во время разогрева клапан должен быть в положении закрыто.
21

Весь процесс сборки и результат на видео.

Комментарии   

# PabloAbrossi 01.04.2012 17:12
Е мобиль!
# Степ 14.04.2012 22:16
А двигатель мощный? Интересно, можно сделать такой же, но чтобы его можно было к телеге какой-нибудь приделать и ездить?
# zabatsay 15.04.2012 01:44
Не мощный. Игрушка. Нужно плотней подгонять поршни и увеличить паровой котел.
# andrey 15.04.2012 02:19
а сколько денег примерно было потрачено на этот паровой двигатель?
# zabatsay 16.04.2012 01:50
Основная часть железяк у меня была. Купил рублей на 500.
# andrey 15.04.2012 02:54
И если массу блинов уменьшить то ход будет лучше?
# zabatsay 16.04.2012 01:54
Уменьшать нельзя. Может перестать крутится. Массивный маховик нужен чтобы обеспечить обратный ход поршня и вытеснить отработанный пар.
# andrey 16.04.2012 19:37
спасибо
# Степ 20.04.2012 15:32
А куда предахранительный клапан поставить, чтоб если что, лишний пар спустить.
# zabatsay 21.04.2012 03:08
В любое место на котле или сухопарнике.
# Степ 08.05.2012 21:13
А куда манометр можно поставить и как критическое давление рассчитать?
# zabatsay 09.05.2012 03:26
Например, сразу над сухопарником. По поводу давления не знаю. В таком аппарате вряд ли удастся достичь критического давления. Но осторожность соблюдать стоит.
# snowextreeme 29.08.2012 20:36
Есть вопрос: как штуцер налез на крестовину? Ведь один на 15мм, а второй на 16.
# zabatsay 30.08.2012 12:01
У обоих резьба 1/2".
# snowextreeme 30.08.2012 13:38
Можете тогда сказать фирму этой крестовины?
# zabatsay 31.08.2012 02:12
Фирму не знаю. Но эта крестовина для пластиковых труб. У неё стяжная гайка со стандартной резьбой на 1/2".
# DaNiLkA 10.10.2012 12:52
Извиняюсь,но не могли бы вы выложить это видео,но чуть-чуть помедленнее.Прсто я ребенок и мне не все тут понятно.
# zabatsay 10.10.2012 14:16
Исходника видео у меня не сохранилось. Можно использовать паузу.
# DaNiLkA 10.10.2012 16:19
Попробуем!Спасибо!
# rustam1998 14.12.2012 19:52
а можно подробный список все что нужно и в каком количестве пожалуйста , скоро нпк по физике боюсь не успею детали найти , заранее спс , и пожалуйста детали в подробностях ,( название , размер )
# zabatsay 15.12.2012 03:37
Все детали и размеры можно смотреть по тексту. отдельного списка я создавал. Главное не забудьте заменить войлок на металлические шайбы обмотанные сантехнической лентой. И по осторожней с горячим паром.
# rustam1998 17.12.2012 18:00
а можно в каких колличествах , буду без мерно благодарен !
# rustam1998 17.12.2012 22:22
можно ли ваш скайп ???
# patriot 06.01.2013 15:35
добрый день! подскажите как измерить мощьность или чем? строю копию но чуть побольше и незнаю какая мощность у меня - вдруг мне нужно будет больше а я выброшу баблишко на ветер. мощность мне нужна в киловатах. Заранее спасибо!
# zabatsay 06.01.2013 18:36
Мощность у этой модели - ни какая. Крутит себя. Просто игрушка.
Расчет мощности у двигателя задача не простая. Есть много методик. Каждая из них даст разный результат.
В общем случае мощность - это работа совершенная за единицу времени. Работа — это преобразование энергии, которая производит силу для перемещения некоторого тела на расстояние.Соответственно для парового двигателя это, в общем случае, ход поршня и обороты в единицу времени.
Построить специальный стенд для измерения этих параметров будет сложнее чем сам двигатель.
Придется полагаться на интуицию.
# Barin 02.02.2013 15:34
Я в восторге от двигателя! Отличная идея и простая реализация. Я всегда хотел у себя иметь подобную "ШТУКУ". теперь есть наглядная инструкция! Большое спасибо, я пошел за деталями!
# Alexandr 13.02.2013 19:02
Скажите пожалуйста, можно ли у вас приобрести это гениальное творение???
# zabatsay 13.02.2013 22:11
К сожалению, нет. Уже разобрал. Другое делаю.
# Alexandr 14.02.2013 14:38
Если не секрет, что? И можно ли в таком случае сфоткать усовершенствованный поршень на всякий случай)))
# cross-x 24.03.2013 05:55
аппарат огонь)))А можете что нибудь придумать для меня я хочу сделать что то типа самодельного трёхколёсного мопеда нужен движок(не сложный)?
# zabatsay 24.03.2013 16:07
Если для развлечения, я бы делал схему такую: стирлинг -> генератор -> батарея -> электромотор. То есть гибрид. Здесь мы избавляемся от сложной механической трансмиссии. Стирлинг безопаснее парового. Если под задницей рванет паровой котел, приятного будет мало.
# cross-x 25.03.2013 08:55
то есть от электричества...
А какой самый хороший способ привести электричество в движение?
# zabatsay 25.03.2013 14:15
Электромотор.
# cross-x 25.03.2013 15:53
понял спасибо
# cross-x 25.03.2013 18:05
ну а например:взять электромотор подключить к аккоме и приварить к нему ну скажем звёздочку (большую от велика) на на другой стороне (маленькую от велика) натянуть цепь.возле малой звезды как нибудь под шаманить и при бабахать колёса.перенести питание от мотора на руль,ну подработать.
ездить будет?
# zabatsay 25.03.2013 23:58
Ездить будет. Только звездочки поменять местами. Маленькую на мотор, большую к колесам. На руль - управление питанием. В простейшем случае реостат или более сложную электронную систему управления тягой.
# cross-x 26.03.2013 06:19
ну насчёт управления тягой...
электромотор работает от электричества подаваемого на медные катушки.возникает электромагнитное поле.от него и работает мотор.Значит что бы регулировать тягу надо регулировать напряжение (больше-меньше)подаваемое от аккумулятора на мотор.ТАК ВЕДЬ?
НО ПРОБЛЕМА ОДНА-где взять столько энергии.?
# Nexo 10.10.2013 20:20
Пожалуйста поясните чуть подробнее, как устроен золотник в этой модели.Поршенек заходит непосредственно в "носик" штуцера чтобы перекрыть выход пару?
# zabatsay 11.10.2013 00:14
Поршенек двигается внутри крестовины и попеременно перекрывает подачу пара в рабочий цилиндр. Выходит пар через зазор между тягой поршенька и отверстием штуцера.
# Nexo 11.10.2013 02:07
Пока маленький поршенек который двигается в крестовине закрывает ход пару в большой цилиндр, из этого самого большого цилиндра уходит отработанный пар, не через специальный выход а просто утекая из за неплотно прилегающего поршня, я правильно понял? На видео видно что оттуда выходит много пара, на маховике конденсируется вода.
# Nexo 11.10.2013 02:19
Если все детали будут идеально подогнаны и нигде не будет протечек - такой двигатель сможет работать?
# zabatsay 11.10.2013 10:40
Всё так.
# Nexo 10.10.2013 21:33
Еще вопрос, можно ли было использовать такой к примеру (http://www.valtec.ru/goods.shtml?9200,VT.151.N,%CE%E1%F0%E0%F2%ED%FB%E9%20%EA%EB%E0%EF%E0%ED%20%F1%20%EB%E0%F2%F3%ED%ED%FB%EC%20%E7%EE%EB%EE%F2%ED%E8%EA%EE%EC) клапан и обойтись одним маховиком?
По идее после достижения самой дальней точки маховик толкает поршень назад, давление растет, клапан открывается, давление падает и поршень еще дальше уходит назад, клапан закрывается, пар снова толкает поршень вперед раскручивая маховик и так далее..
Я правильно это представляю, или на практике все работает иначе?
Просто пока я еще не видел в живую ни одной паровой машины (да и водопроводной арматуры тоже), могу ошибаться.
# zabatsay 11.10.2013 00:32
Нет такой клапан не подойдет. Это обратный клапан. Он предотвращает обратный ток воды и в нем нет возможности переключения.
# Nexo 11.10.2013 16:40
Вы говорили об увеличении котла.. Я пытаюсь найти трубу с резьбой на 2 дюйма, но ничего подобного не нахожу. В готовом виде подобное не продают, надо только покупать метрами, отрезать, нарезать резьбу и т.п.?
Переходников с 2 дюймов на что то поменьше тоже вроде бы нет.
Извините, что вопрос не совсем по двигателю =)

Еще вы говорили что переделали поршни, вместо войлочных прокладок установили мет. шайбы обмотанные лентой. Двигатель стал мощнее, перестал останавливаться? И как обстояли дела с отработанным паром? Если поршни стали прилегать плотнее то и удаление через утечку должно было уменьшиться, а оно там вроде как нужно для работы...

P.S.
Спасибо вам за такую простую и гениальную идею, двигатель-конструктор это здорово!
# zabatsay 12.10.2013 04:04
Трубу можно заказать на рынке. Стоит копейки. Отработанный пар и должен уходить. Он уходит в промежуток между стержнем, на котором крепится поршень, и штуцером.
# mopo3cb 19.07.2015 02:52
а почему б котел не сделать из металлической фляжки. да и огонь соответственно размерам котла сделать.
# goshagh 18.11.2017 11:26
Здравствуйте скажите название всех деталей и их количевство очень надо срочно просто не все детали подписаны буду рад если быстро ответите спасибо

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.